Покрытие «Дакромет», его коррозионные свойства и возможность применения в тропиках
Вопрос.
Прошу ответить, что такое покрытие «Дакромет», его коррозионные свойства и возможность применения в тропиках.Его толщина и как она определяется?
Ответ.
Цинкнаполненные покрытия под названием «Dacromet 320» (Дакромет 320) были разработаны фирмой «Diamond Shamrock Corp.» (США), как способ защиты от коррозии стальных деталей, в основном крепежа. Покрытие наносится методом погружения деталей в суспензию цинковых частиц в водном растворе органических и неорганических компонентов. После удаления излишков суспензии центрифугированием для окончательного формирования покрытия детали подвергаются ступенчатому нагреву, начиная с 80°С и до завершающей температуры 300°С.
Особенность покрытия «Дакромет 320» заключается в наличии цинковых частичек микронных размеров в виде хлопьев, предварительно обработанных в хроматном растворе и плотно связанных между собой неорганическим связующим. Толщина сухого покрытия составляет 8-10 мкм. Покрытие имеет серебристо-серый вид и, благодаря наличию в системе хроматов, обладает высокой коррозионной стойкостью - порядка 500 в нейтральном соляном тумане.
Известны и другие модификации покрытия «Дакромет», например, для покрытия листовой стали. Покрытия типа «Дакромет» известны также под названиями «Dacral», «Geomet» и другими – от производителя.
Дальнейшим развитием цинкнаполненных покрытий явились так называемые «цинкламельные покрытия», не содержащие шестивалентного хрома. Система ламельного цинкового покрытия включает в себя базовый слой, состоящий из тонких алюминиевых и цинковых чешуек (ламелей) и, при необходимости, один или несколько дополнительных слоев, придающих покрытию специальные свойства: фрикционные, коррозионную и химическую стойкость, цвет и другие. Цинкламельные покрытия известны по названиям их разработчиков «Delta», «Geomet» и др.
Цинкламельное покрытие наносят на предварительно подготовленную поверхность деталей путем окунания в высокодисперсную суспензию цинкового и алюминиевого порошков, имеющих форму чешуек, в связующем материале или ее напыления с последующим нагревом деталей до 240°С для сушки и отверждения. Сформировавшееся базовое покрытие содержит более 70 % цинкового и до 10 % алюминиевого порошка, а также связующий органический материал. Оно состоит из множества слоев алюминиевых и цинковых частиц толщиной менее микрометра и шириной около 10 мкм, расположенных параллельно друг другу и покрываемой поверхности, соединенных связующим компонентом. Малый размер частиц делает возможным наносить цинкламельные покрытия толщиной 4 – 8 мкм, которые применяют в автомобилестроении. Коррозионная стойкость покрытий свыше 700 часов в нейтральном соляном тумане. Более толстые покрытия применяют для нанесения на детали и элементы строительных конструкций.
Покрытие обладает электропроводящими свойствами, его более электроотрицательный потенциал по отношению к стали создает электрохимическую защиту в дополнение к барьерной.
Применение цинкнаполненных покрытий не приводит к возникновению водородной хрупкости покрываемых сталей. Толщина покрытий на стали, как и в случае обычных цинковых покрытий, определяется любыми магнитными, магнитно-индукционными и другими подобными толщиномерами.
Член Совета Сайта В.В. Окулов
14.09.2008
Дополнение к вопросу о «Дакрометах»
Большое спасибо г-ну В.В.Окулову за предоставленную информацию о покрытии «Дакромет». Я еще хочу уточнить о «Дакромете 500 LC». Это «цинкламельное покрытие»? По информации, дополнительные слои для придания специальных свойств (коррозионных) покрытию не всегда наносятся. И как тогда покрытие себя ведет в сложных климатических условиях, ведь скорость коррозии в эксплутационных условиях различна, а здесь толщина покрытия всего 4-8 мкм? А есть ли какие недостатки у покрытий «Дакромет»?
Уважаемый Валерий!
Из предыдущего моего ответа следует, что концептуально покрытия «Dacromet» и ламельные «Delta» близки между собой и их свойства определяется конструкцией покрытия, представляющего собой наполненные высокодисперсным цинком и технологией его нанесения. Очевидно, что такие покрытий больше похожи на окраску, однако при этом не следует путать данные покрытия с цинкнаполненными лакокрасочными покрытиями и материалами, коих много на рынке.
Покрытия «Dacromet» и ламельные «Delta» разработаны как альтернатива традиционному гальваническому цинкованию для защиты от коррозии крепежа в автомобилестроении. Я не стал бы называть «недостатки» тех или иных покрытий, так как конечный результат зависит не только от примененного покрытия, но и от конструкции покрываемого изделия. В одном случае лучше применить обычное цинкование, в другом – цинкламельное покрытие, которое, кстати, дороже.
Коррозионная стойкость покрытий «Dacromet» и «Delta» несколько выше, чем стойкость обычного цинкования равной толщины, однако защитные способности и тех и других покрытий существенно могут быть повышении за счет дополнительных финишных «топовых» покрытий. Достаточно сказать, что коррозионная стойкость весьма тонких (5-8 мкм) покрытий достигает свыше 1000 часов в солевом тумане, что, собственно, и характеризует поведение покрытий в «сложных климатических условиях».
Названного уровня коррозионной стойкости покрытий вполне достаточно для автомобилей, эксплуатирующихся в различных климатических зона. Естественно, что в тропиках долговечность изделия будет ниже, чем в сухих степях.
Подробнее о цинковых покрытиях рекомендую узнать в книге «Цинкование. Техника и технология», которую можно приобрести на кафедре РХТУ, а дополнительно о покрытиях «Dacromet» и «Delta» - на сайтах этих компаний, которые найдете в поисковых системах Интернета.
Член Совета Сайта В.В. Окулов
18.09.2008