Растрескивание и отслоение цинкового покрытия с ЛКП от стали на деталях с винтовым соединением
Вопрос.
Здравствуйте!
Ищу причину отслоения цинкового покрытия от стали на деталях автомобиля. Натолкнулся в просторах интернета на Ваш сайт, нашел рубрику «Вопрос-Ответ». Прошу Вашей помощи в определении причины отслоения.
Вот описание проблемы.
К двери автомобиля прикручиваем замок винтом. Вокруг винта в 50% случаев возникает волосяная трещина на краске. Стали изучать вопрос, оказывается, растрескивание происходит глубже краски – отскакивает цинковое покрытие от стали. Проверка адгезии ЛКП проводилась в местах появления трещин методом решетчатых надрезов в соответствии со стандартом ISO 2409:2013. Результаты были оценены в >М-3. При исследовании слоя отрыва (обратная сторона скотча) с помощью микроскопа BYK Gardner с увеличением х20 было обнаружено, что слоем отрыва является цинковое покрытие.
Измерили толщины цинкового покрытия на деталях в местах появления дефекта до окраски. Толщина составила 9-19 мкм, стандартная толщина цинка на панелях обычно составляет 6-10 мкм.
По имеющейся информации цинк наносится горячим методом. По заявлению поставщика, с приложением актов, количество нанесенного цинка находится в норме 40-50 г/м2.
Насколько мне удалось разобраться в проблеме, исходя из информации, найденной в интернете причин может быть две:
1) Слишком толстый слой цинка
2) Нарушение технологии нанесения цинкового покрытия (плохая обработка поверхности стали перед нанесением).
Как я понимаю, сталь деформируется в виде воронки в форме головки винта под воздействием затягивающегося в нее винта, а цинковое покрытие, не обладая упругостью стали, отслаивается, сохраняя свою прежнюю форму.
Кроме того, детали транспортируются к нам морем, детали находятся в слое масла, срок хранения от момента производства детали до ее окраски около 7 месяцев. Может быть долгий срок хранения влияет на лёгкость отслоения?
Прошу опровергнуть или подтвердить мою догадку.
Ответ.
Уважаемый Алексей Николаевич!
Проблема локального растрескивания и отслоения ЛКП по оцинкованной стали в рассматриваемом примере заключается, прежде всего, в варварском способе сборки «замок/дверь», приводящем к недопустимой деформации окрашенной панели под действием головки винта. К ЛКП нужно относиться очень бережно. Для этого в месте сопряжения винта с панелью до ее окраски должно быть сделано углубление по форме головки винта. Или надо применить, например, полиамидные демпфирующие шайбы, исключающие контакт ЛКП с винтом.
Что касается других проблем, связанных с окраской горячеоцинкованных сталей, следует поработать с технологией окраски (применяемые материалы для обезжиривания, фосфатирования, грунтовки и собственно окраски и т.д.).
Для сохранения поверхности на длительный период между цинкованием и последующей окраской применяют ингибированные масла, которые удаляются в процессе подготовки поверхности. Соответственно, тщательность выполнения подготовительных операций критична для адгезии последующего ЛКП.
Толщина цинкового покрытия на принципиальна. Если есть сомнения в качестве цинкового покрытия (толщина слоя, адгезия к стали, пластичность и др.) то всё можно проверить до нанесения ЛКП.
Успехов!
16.08.2016
'.$q.'Уважаемый Василий Васильевич, огромное спасибо за ответ.
Что мы только ни делали:
Вопросы адгезии ЛКП прорабатывали с представителями производителя материалов. Заключили, что все в допуске. Отслаивается именно цинковый слой от стали (вместе с краской).
Усилия по затяжке винта на окрашенных дверях также проверяли. Усилие не превышает рекомендованных. Иногда трещина появляется уже на половине усилия (5 кг из 10).
Подштамповка под головку болта на панели имеется. Металлические шайбы под винт имеются.
Сам замок становится без перекосов, центровка болтов и отверстий в панелях совпадает. Все можно увидеть на прилагаемых фотографиях.
Пробовали предварительно протягивать замок на двери (ставили замок, вкручивали, затягивали и выкручивали винты, снимали замок). Случаев растрескивания не отмечалось, однако после предварительной подготовки, промывки, фосфатации, катафореза, окраски и сопутствующих им сушек ЛКП вместе с цинковым покрытием трескается. Вместе с тем, предварительная протяжка снижает брак после окраски более чем на 50%.
Подскажите, пожалуйста, какие способы проверки качества цинкового покрытия на перечисленные Вами параметры существуют? Попробуем поставить эксперименты.
Может быть есть соответствующие статьи, литература?
Ответ.
Уважаемый Алексей Николаевич!
На основе опытов и анализа ситуации, Вы склонны видеть проблему в качестве оцинкованной стали.
Возможно это и так. Однако следует исключать деформацию окрашенного листа в зоне головки винта.
Методы испытаний оцинкованных сталей хорошо известны и проработаны, в том числе и под окраску. Например, указанные в ГОСТ 14918-80 «Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия». Зарубежные поставщики руководствуются своими нормалями, однако это не принципиально. Они, как правило, сопоставимы. Применят методы деформации образцов стали (растяжение, выдавливание сферической лунки, удар бойком с фиксированной высоты и другие.
Примеры можно найти в книге «Цинкование…»
Проведите испытания металла до окраски и после, сравните.
Поскольку в технологии окраски вы ничего изменить не сможете, да и не нужно, остается работать с поставщиком стали, совместно решая возникшую проблему и опираясь на положения стандартов ISO-9000, например, http://www.gosthelp.ru/gost/gost6744.html. Возможно потребуется поменять поставщика металла в соответствие с «Процедурой одобрения поставщика».
Успехов!
21.08.2016