Измерение степени коррозии фосфатированных и окрашенных поверхностей
Вопрос.
Меня зовут Мосолов Сергей. Я являюсь студентом 5-го курса МАДИ (ГТУ). Пишу диплом по теме "Технологический процесс окраски кузовов автомобилей". Упор сделан на предварительную подготовку (обезжиривание, фосфатирование, пассивирование), отсюда и значительный интерес к вашему ресурсу.
В первую очередь очень интересны следующие вопросы:
1)По каким критериям и в каких единицах измеряют степень коррозии в Росии;
2)Струйное фосфатировани и фосфатирование методом погружения. Принципиальные отличия получаемого покрытия, если таковые есть. Приемущества и недостатки данных способов. Возможность и сущность их совместного использования (знаю что на предприятиях автопрома кузова, обрабатываемые в ване, одновременно опрыскивают из форсунок).
3)Влияние фосфатирования на адгезию (желательно в цифрах).
Заранее огромное спасибо. Буду признателен и за конкретные сведения и за ссылки на любую литературу, справочные данные и статьи.
Ответ.
Добрый день,Сергей,
Ответы на 2й и 3й вопрос Вы сможете найти в книге "Фосфатирование", которую на этой неделе мы получим из типографии.
1й вопрос я переправил для ответа нашим специалистам.
С уважением, В.Н.Кудрявцев
О подготовке поверхности перед окраской опубликована статья в журнале «Гальванотехника и подготовка поверхности» №3 за 2000 год, который есть на кафедре ТЭП РХТУ им Д.И. Менделеева.
Выдержку из этой статьи прилагаю.
Методы испытаний ЛКП, нанесенных по фосфатированной поверхности.
Применение нашли ускоренные натурные и камерные методы коррозионных испытаний в различных агрессивных средах с целью максимально приблизить условия испытаний к реальным. В настоящее время в автомобильной промышленности разных стран нет общепринятого единого метода испытания для определения коррозионной стойкости лакокрасочных покрытий. Наибольшее значение придается ускоренным испытаниям в атмосферных условиях и циклическим коррозионным лабораторным испытаниям. Существует множество различных методик, поскольку каждая автомобильная фирма, как правило, имеет собственные, ориентированные на свою систему взглядов, на средства и методологию антикоррозионной защиты автомобилей.
Применяемые автомобильными фирмами коррозионные испытания ЛКП можно сгруппировать в следующие основные методы:
- испытания в солевом тумане;
- испытания в камере влажности;
- ускоренные лабораторные циклические испытания в условиях попеременного воздействия солевого тумана, влажной и сухой атмосфер;)*
- ускоренные натурные испытания в районах с различными климатическими условиями: например, в условиях морского тропического климата, в северных широтах, в промышленной или сельской атмосферах и т.д.;
- натурные эксплуатационные испытания.
)* Циклические испытания могут быть с продолжительностью цикла 1-2 или 5-7 суток с различным соотношением солевого, влажного и сухого времени экспозиции. В некоторых случаях в цикл включают воздействие отрицательных температур и SO2.
Для ускоренных лабораторных и натурных испытаний используют, как правило, стандартные пластины из испытываемого металла, фосфатированные и окрашенные по принятой технологии. На окрашенные образца наносят ИОК -«искуственные очаги коррозии» - надрезы на всю глубину покрытия в виде пересекающихся или параллельных линий, или точечные сколы ЛКП. После экспонирования образцов делается оценка скорости распространения подпленочной коррозии по ширине ее распространения от искуственного очага коррозии, которая измеряется в мм.
В таблице приводятся наиболее применяемые методики испытаний системы фосфат+лакокрасочное покрытие.
Наименование испытания | Стандарт | Краткое описание метода |
1. Испытания в солевом тумане | DIN 50021 ASTM В-117 |
Распыление 5% раствора хлористого натрия при 35°С и 100% влажности |
2. Циклические испытаний при переменном климате | VDA 621-415 | 1 цикл включает: - выдержку в камере солевого тумана - 24 ч; - выдержку при переменной влажности - 96 ч. - выдержку при комнатной температуре - 48 ч. Количество циклов обычно составляет 4-10. |
3. Ускоренные натурные испытания | VDA 621-414 | Выдержка на открытом воздухе. Один раз в неделю орошение образцов 3% раствором хлористого натрия. Продолжительность испытаний 6-12 месяцев. |
4. Циклические усокренные | ”scab-test” | Окрашенный образец сначала погружается на 15 минут в 5% раствор NaCl, затем выдерживается 75 минут при температуре окружающей среды и сразу же помещается в камеру влажности (95% относительной влажности) при температуре 40°С в течение 22,5 часов. Этот цикл повторяется 5 дней, а в выходные дни образцы оставляют выдерживаться в атмосфере окружающей среды. Продолжительность теста 10 недель. |
Упомянутые в статье стандарты можно найти в Интернете.
31.03.2008