Российское общество гальванотехников
и специалистов в области обработки поверхности

Гальванотехника и обработка поверхности №1 за 2022
Содержание
журналов:

Подписка >>
Выпуск № 1 за 2022 год
* * *Компания Evess® — Российский производитель современного гальванического и инженерно-экологического оборудования

перейти в каталог...
Каталог производителей и продукции для гальваники
Материалы и химикаты
для гальванопокрытий
» цинкование » хромирование » меднение » никелирование » оловянирование » кадмирование » драгметаллами » для электроники
Конверсионные пк
» оксидирование » фосфатирование » хроматирование » хромитирование Анодирование
Нанесение покрытий на:
» титан и его сплавы » алюминий и его сплавы » ЦАМ » магний и его сплавы » нержавейку Гальванопластика Нанесение покрытий на
изделия заказчика
Оборудование и приборы
» гальванические линии » ванны из пластика » вентиляция » фильтры, насосы, ТЭНы » выпрямители » измерительные приборы » ячейки Хулла Проектирование и реконструкция
гальванических производств
Решение экологических проблем Автоматизация процессов
Покрытия сплавами
» на основе меди » на основе никеля » на основе олова » на основе цинка
Хим. покрытия
» золотые » медные » никелевые Подготовка поверхности Аноды

Создатели Отечественной Гальванотехники

Лившиц Семён Ильич

 

 

ЛИВШИЦ СЕМЁН ИЛЬИЧ

1932-1997

Генеральный директор ОАО «Тамбовгальванотехника»

Заслуженный машиностроитель РСФСР


 

Родился в 1932 году в г. Бобруйске, Могилевской области в семье рабочего. В 1954 году после окончания Ленинградского технологического института им. Ленсовета начал трудовую деятельность в г. Тамбове на заводе «Комсомолец», где прошел путь от молодого специалиста до заместителя главного конструктора, зарекомендовав себя специалистом, отлично знающим свое дело.

В 1960 г. молодого, энергичного специалиста выдвигают на должность главного инженера завода «Запчасть» (впоследствии механический завод, завод гальванического оборудования), с которым будет связана вся его долголетняя, многогранная, плодотворная производственная деятельность. Здесь ярко проявился его незаурядный талант организатора. За короткое время ему буквально удалось изменить тихую жизнь завода, выпускающего запасные части для сельскохозяйственной техники.

Под руководством и непосредственным участием главного инженера меняются технологические процессы, разрабатываются и внедряются механизированные поточные комплексы, специальные многошпиндельные станки, активизируется работа заводских изобретателей и рационализаторов и многое другое.

В 1958 г. постановлением правительства «Об ускорении развития химической промышленности» в стране предусматривалось интенсивное развитие многих отраслей народного хозяйства, в том числе и организация промышленного выпуска гальванического оборудования.

К этому времени рядом научно-исследовательских институтов страны по многим аспектам гальванических процессов уже были осуществлены теоретические разработки, определяющие основные пути защиты металла от коррозии в различных отраслях промышленности; созданы эффективные материалы, методы и средства технологии противокоррозионной защиты.

Практически же на большинстве промышленных предприятий гальванические цеха считались самыми вредными и тяжелыми, так как все операции выполнялись вручную.

Отечественное машиностроение не занималось централизованным выпуском гальванического оборудования. Сотни проектных организаций, тысячи заводов проектировали элементарное гальваническое оборудование как нестандартное, своими силами.

По данным ЦСУ СССР уровень механизации в гальванических цехах в 1962 году составлял 9,8%.

Такая разобщенная работа не соответствовала намеченному бурному росту промышленности, была настоящим тормозом в улучшении качества продукции машиностроения и других отраслей народного хозяйства.

Пути решения этих задач определялись Постановлением Совета Министров СССР от 19 декабря 1959 г. «О мероприятиях по улучшению борьбы с коррозией в народном хозяйстве».

В свете этого Постановления 29 июля 1960 г. при Тамбовском Совнархозе было создано специализированное конструкторское бюро по проектированию оборудования для покрытия гальваническим способом продукции машиностроения, приборостроения и предметов народного потребления (ЦКБ ОГ).

К 1967 году его специалистами была разработана документация более чем на 150 видов различного оборудования, но из-за отсутствия необходимой производственной базы было изготовлено и внедрено в промышленность всего только 15 наименований оборудования.

Жизнь упорно диктовала необходимость срочного создания мощной производственной базы, без которой работа ЦКБ ОГ заходила в тупик. Этот новый период начался в 1967 году, когда Тамбовский механический завод перешел на централизованное изготовление гальванического оборудования по чертежам ЦКБ ОГ.

Вся тяжесть революционной перестройки производства на выпуск новой продукции ложилась на заводскую техническую службу, которую возглавлял главный инженер С.И. Лившиц.

Накопленный производственный и конструкторский опыт работы, глубокие теоретические знания способствовали тому, что под его руководством и непосредственном участии был разработан план технического перевооружения завода. На основе его реализации одна из острейших проблем народного хозяйства стала решаться быстрыми темпами.

В кратчайшие сроки было изготовлено более 6 тыс. наименований приспособлений и инструмента, в том числе 800 штампов и 40 пресс-форм. Впервые стали применяться различные виды переработки пластмасс, литье под давлением технологических материалов, футеровка пластическими материалами ванн, штамповка листового пластиката и многое другое.

Только за первый год было изготовлено 14 автоматических линий, не только полностью исключающих тяжелый и вредный ручной труд, но и отвечающих всем мировым стандартам.

Это была блестящая трудовая победа заводского коллектива, о важности которой говорили скупые строчки ТАСС: «На Тамбовском механическом заводе завершены испытания первой автоматической линии для гальванических покрытий. Это новый вид продукции, освоенной предприятием в 1967 году. Линия получила высокую оценку заказчиков. По своим эксплуатационным данным она превосходит подобные агрегаты зарубежных фирм.»

О качестве выпускаемой продукции красноречиво свидетельствует отзыв с завода «Экран» (г. Куйбышев), полученный в 1984 г.:

«В 1968 году мы приобрели у Вас автомат цинкования АЦП-5. На протяжении всего времени он действует четко и безотказно, что свидетельствует о хорошем качестве выпускаемого Вашим заводом оборудования. Выражаем сердечную благодарность Вашему коллективу за хорошую продукцию.»

Адрес завода, специализирующегося на выпуске гальванического оборудования, быстро становится известным всей стране, а выпуск продукции увеличивается стремительными темпами, удовлетворяя потребности самых различных отраслей промышленности.

Авторитет завода буквально за несколько лет вырос настолько, что ни один государственный институт проектирования предприятий уже не решал вопрос оборудования вновь строящихся или реконструируемых гальванических цехов без согласования с тамбовскими специалистами.

Много оборудования изготавливалось и по специальным постановлениям правительства для важнейших строек страны: Волжского (ВАЗ) и Камского (КамАЗ) автомобильных заводов и их смежников и многих других.

Производство работало так четко, что чертежи новых гальванических линий не только не успевали пожелтеть до периода запуска в изготовление, как это было ранее, а, образно говоря, на них не успевала высохнуть даже тушь. Все технические новинки попадали для отработки во вновь созданную экспериментальную лабораторию. А отрабатывать было что, так как среди них были, поистине, уникальные. Так, для Орско-Халиловского металлургического комбината была изготовлена линия АЛХ-48, при проектировании которой было подано семь заявок на предполагаемые изобретения.

Для Искитимского завода строительных алюминиевых конструкций Новосибирской области была изготовлена линия анодирования алюминиевых строительных конструкций модели АЛА-16 с шириной ванн 12 м, а для покрытий аналогичной продукции в г. Бровары на Украине была спроектирована, изготовлена и внедрена в производство линия АЛА-23 с производительностью 210 м2/час. Ее габариты: длина 106 м, ширина 16,5 м, высота 13,3 м.

В мае 1976 года С.И. Лившиц утверждается директором завода. И на этом посту его также отличала высокая активность неиссякаемое трудолюбие, целеустремленность и творческий подход к решению сложных инженерных вопросов, широта кругозора, разносторонность интересов, и высокая культура. Он был не только прекрасным организатором и руководителем производства, но и демократичным, корректным, доброжелательным и приветливым человеком.

Был очень чутким к производственным и бытовым проблемам каждого члена коллектива, высоко ценил труд рабочего человека. Не случайно на заводе было много трудовых династий, общий стаж каждой из которых, составлял более ста лет.

Особенно доброжелательно и душевно он относился к молодым работникам, стараясь поощрять и поддерживать их каждую инициативу, каждое новое начинание, и воспитал достойную смену специалистов, с честью продолжающих работать на предприятии.

Поддерживая в коллективе рабочую, спокойную атмосферу, он личным примером добивался того, что среди его помощников практически не было неоправданно жестких администраторов, не считающихся с человеческими судьбами.

В новой должности Семен Ильич продолжил работу по коренной реорганизации производства. Четкий экономический расчет и умелая расстановка сил коллектива на всех участках производства позволила в довольно короткие сроки ликвидировать

многие «узкие места» и увеличить выпуск продукции с одновременным повышением качества.

Для снижения металлоемкости, повышения производительности труда и эффективности производства на заводе активно велись работы по широкому применению пластмасс вместо металла, что позволило сократить в 5-6 раз трудоемкость изготовления деталей, высвободить станочное и прессовое оборудование.

Это давало дополнительную возможность увеличить выпуск продукции с одновременным повышением качества, так как детали из пластмассы были долговечнее и надежнее чем из металла.

В разработке высокоэффективного оборудования С.И. Лившиц широко опирался на достижения учёных электрохимиков. В творческом содружестве с заводом работало более десяти научных институтов, в том числе: Литовская академия наук (член-корреспондент АН СССР и действительный член Литовской АН Матулис Ю.Ю.); институт химии и химической технологии Академии Наук Литвы (действительный член Литовской АН Вышомирскис Р.М.).

На базе завода неоднократно проводились научно-практические семинары по вопросам научного развития электрохимии, улучшения качества выпускаемого оборудования и другие.

При непосредственном участии Семёна Ильича активизировалась, начатая в 1973 году совместно с научно-исследовательским физико-химическим институтом АН СССР имени Л.Я. Карпова и странами СЭВ, работа по проблеме «Разработка мер защиты металлов от коррозии». Она ставила целью повысить коррозионную стойкость покрытий в 2-3 раза и организовать производство соответствующего оборудования на основе международного сотрудничества в пределах стран-участниц СЭВ (Чехословакия, ГДР, Болгария, Венгрия).

Сотрудничество с этими странами показало лидирующую роль тамбовских специалистов, разработки которых были приняты за основу совместной работы, а ряд фирм стал заказывать многие узлы для комплектования своих линий.

В 1976 году в рамках решения проблемы, определённой Государственным комитетом по науке и технике Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности утвердило комплекс мероприятий, которыми предусматривалось резкое увеличение выпуска линий с автоматическими манипуляторами для гальванических покрытий.

В свете этих установок на заводе был создан вычислительный центр, на базе которого были разработаны системы управления, как для многопроцессорных линий, так и для работающих по «жёсткой» циклограмме, а также система автоматического проектирования линий.

Проведение этих работ позволило на 50-70 процентов сократить время и затраты на проектирование и подготовку производства.

На основе новых принципиальных решений создания систем управления оборудованием был значительно расширен выпуск роботов-манипуляторов, успешно применяемых в различных линиях.

Свои достижения в их создании Тамбовгальванотехника неоднократно с успехом демонстрировала на выставках ВДНХ - «Манипуляторы», «Автоматические манипуляторы» и другие.

О их качестве в 1977 году многотиражная газета завода «Сызраньсельмаш» писала в статье «В цех пришёл робот»: «Сельмашевцами одержана новая большая победа, сделан очередной шаг по пути внедрения самых передовых достижений научно-технической мысли... Пуск АЛГ-35 это ещё один наглядный пример того как предваряется программа по сокращению, а в дальнейшем и полному вытеснению ручного труда на основе комплексной механизации и автоматизации».

Для удовлетворения запросов потребителей на заводе был организован выпуск широкого спектра гальванического оборудования: автоматические и механизированные линии гальванопокрытий с различными типами автооператоров, кареточные линии, средства малой механизации (колокольные ванны типа ВК, установки покрытия деталей насыпью типа УПН, лабораторные установки, нестандартное оборудование) установки хромирования штоков типа УГ и многое другое.

Параллельно с этим решались и экологические проблемы: по документации коллег из Литвы выпускались установки для нейтрализации стоков от гальванических ванн типа РКВ, а затем по собственным разработкам комплексы очистных сооружений типа КОС.

Оборудование из Тамбова поставлялось и на экспорт: на Кубу, во Вьетнам, Пакистан, Иран, Сирию, Болгарию, Чехословакию, Австрию, Великобританию, Израиль и другие страны.

Учитывая эти достижения, завод был утверждён головной организацией в стране по проектированию и изготовлению гальванического оборудования. Ему было дано право давать заключения о целесообразности закупки оборудования за границей. За короткий срок по рекомендации завода были прияты решения не приобретать почти сто единиц оборудования, а спроектировать и изготовить в Тамбове, что вылилось в большую экономию средств для страны.

С.И. Лившиц был широко известен в городе не только как хороший хозяйственный руководитель, но и как общественный деятель много сделавший для развития жилищного и культурного строительства, коммунального хозяйства, учреждений образования и культуры, развития спорта.

В 1985 году за успехи, достигнутые в развитии новой промышленной отрасли — отечественной гальванотехники и за большую, плодотворную общественную деятельность ему было присвоено Почётное звание «Заслуженный машиностроитель РСФСР».

Его долголетняя, плодотворная работа была отмечена рядом правительственных наград: орденами «Трудового Красного Знамени» и «Дружбы народов», медалями «За трудовую доблесть», «За отвагу на пожаре», «Ветеран труда».

Почти за сорок лет работы под его руководством в ведущих отраслях промышленности страны было внедрено свыше 10000 гальванических автоматических линий, более чем двухсот различных модификаций.

При их проектировании было получено 84 авторских свидетельства на изобретение и 3 патента. Среди них и 8 внедрённых изобретений, разработанных лично Семёном Ильичём.

Высокий технический уровень разработанного оборудования и качество его изготовления отмечен 65 медалями ВДНХ, в том числе: золотых - 4, серебряных -10, бронзовых- 51.

Высокими достижениями в работе Семён Ильич Лившиц по праву наряду с ведущими учёными электрохимиками страны вписал своё имя в историю отечественной гальванотехники как создатель и организатор промышленного производства современного отечественного гальванического оборудования высокого уровня.

В 2005 году общее собрание акционеров, желая увековечить память о нём, приняло решение: присвоить заводу наименование - ОАО «Тамбовгальванотехника» имени С.И. Лившица.

 

 

Экономичные реагенты для цинкования, никелирования, меднения, хромирования, кадмирования, фосфатирования. Красители для алюминия в широком ассортименте. Доставка по России. Гальванические линии: настройка, запуск процессов. Технологическое сопровождение. База химической продукции «Югреактив».
Курсы повышения квалификации
в 2022 году
«Вопросы – ответы»
Примеси железа, меди, карбонатов и органических соединений в электролите щелочного цинкования
Электролит олово-никель
Выбор материала для теплообменника
Объединение вентиляции от ванны промасливания и гальванической
Нанесение покрытия олово-свинец в колокольчиках
О причинах мутности никелевого покрытия
ООО «Навиком» представляет выпрямители «Пульсар СМАРТ»
Рекомендуемые книги по гальванике и гальванотехнике
Оксидирование алюминия и его сплавов. Скопинцев В.Д. (2015)
Никелирование. Мамаев В.И., Кудрявцев В.Н. (2014)
Сборник практических материалов для работников гальванических цехов (2012)
Цинкование. Техника и технология. Окулов В.В. (2008)
Фосфатирование. Григорян Н.С., Акимова Е.Ф., Ваграмян Т.А. (2008)
Электролитическое хромирование. Солодкова Л.Н., Кудрявцев В.Н. (2007)
Промывные операции в гальваническом производстве. Виноградов С.С. (2007)
Организация гальванического производства. Оборудование, расчёт производства, нормирование. Виноградов С.С. Изд. 2-е, под редакцией проф. В.Н. Кудрявцева (2005)
Экологически безопасное гальваническое производство. Виноградов С.С. Изд. 2-е, под ред. проф. В.Н. Кудрявцева (2002)
Тезисы докладов конференции «Покрытия и обработка поверхности» – 2015, 2014, 2013
Книги по гальванике (скачать)

Rambler's Top100

© Российское общество гальванотехников – www.galvanicrus.ru, 2007—2022. Контакты.