Серебрение детали из сплава ВНМ
Вопрос.
Здравствуйте! Меня зовут Елена Викторовна Ершова. У нас существует огромная проблема. Проблема состоит в том что никак не можем добиться качественного покрытия серебром детали из сплава ВНМ (93% вольфрама, остальное никель и медь). Деталь(центральный электрод) цилиндр d-6мм и h-2мм, рабочей частью является высота. Подготовку под покрытие делаем как для вольфрама, покрытие серебром в цианистом электролите с плотностью тока 0,2-0,3 А/дм кв. Согласно требований конструкторской документации прочность сцепления проверяем нагревом до 700 градусов С (+20) дважды. После чего при тщательном расмотрении наблюдается частичное отслоение серебра по торцевой поверхности, по поводу чего мы никак не можем прийти к согласию с военным представителем заказчика.
С уважением, Е.В. Ершова.
Ответ.
По описанию Ваш дефект похож на подрыв покрытия за счет газовыделения из положки. Вероятнее всего, Ваши детали изготавливают из прута катанки,следовательно, торец перпендикулярен текстуре деформации, где газонасыщение и газовыделение, очевидно, протекает с существенно большей скоростью. Цианистый электролит при плотности тока 0,2-0,3 А/кв дм даже при небольшых концентрациях серебра обеспечивает достаточно плотное и мало пористое покрытие. Кроме того, Вы не указали концентрацию серебра в электролите, а детали, наверное, покрываются насыпью, в связи с чем у меня большие сомнения относительно высокого выхода по току. Поскольку неизвестно, проводилась ли термообработка Ваших деталей перед покрытием и какая именно, а так же степень наводораживания при покрытии, предлагаю при первой термообработке не разогревать сразу до 700 градусов, а делать задержку на час при температуре порядка 80-100 градусов или проводить обезводораживание перед испытаниями. А также организовать термообработку до покрытия, хотя бы "на возврат".
Я высказал только предположения, первые мысли, естественно, нужно видеть деталь с покрытием и более точная информация. Посмотрите приложенную фотографию на аналогичном сплаве. На данной детали покрытие толщиной 12 мкм, вспученные участки диаметром 20-50 мкм, на более тонких покрытиях они обычно вскрываются.
Моисеев С.С.
21.10.2008