Минимальная толщина деталей, подвергаемых гальванопокрытию
Вопрос.
Какова должна быть минимальная толщина деталей, подвергаемых гальванопокрытию?
У нас в производстве прокладки, изготовленные из латуни Л 63, имеют толщину металла 0,06 мм. По КД необходимо нанести никелевое покрытие Н12. При обработке детали деформировались, покрытие отслаивается. Предварительно поверхность обрабатывали в ванне УЗВ в соляной кислоте с уротропином, так как поверхность деталей была тёмной и пятнистой после термообработки.
ПАО «Нептун», г. Ставрополь
Ответ.
Толщина деталей, подлежащих гальваническому покрытию, не нормируется. В своём вопросе Вы не привели эскиз детали, поэтому однозначных рекомендаций дать затруднительно.
Если прокладки имеют форму плоских пластинок толщиной всего 60 мкм без отверстий, то такие детали проблемно покрывать как в барабане, так и на подвесках.
В барабанах они будут либо деформироваться под действие тяжёлого токоподвода, либо слипаться. В случае слипания деталей с одной стороны будет непрокрытие.
На подвесках, даже при наличии отверстий, для таких лёгких и «нежных» деталей технически очень трудно обеспечить надёжный контакт.
Есть два пути решения вашей проблемы.
1) Покрывать никелем ленту, а затем штамповать из неё прокладки. Этот вариант, по-видимому, оптимален, но здесь будет иметь место единственный недостаток – непокрытый торец прокладок. Покрытие производится протягиванием ленты через ванну. Метод называется – «с барабана на барабан».
Такой метод достаточно широко применяется в электротехнической промышленности, например, для оловянирования латунной ленты, из которой штампуют элементы контактов.
2) На деталь, толщиной 60 мкм у вас осаждается никелевое покрытие толщиной 12 мкм. С двух сторон получается 24 мкм на латунь 60 мкм. Таким образом, в готовой детали содержание никеля составляет ≈ 40%, а остальное тоже недешёвые металлы – медь и цинк.
Подсчитайте, может экономически будет выгоднее и проще штамповать детали из нержавеющей стали? Там содержание легирующих компонентов примерно такое же. Кроме того, основой там является не латунь, а железо.
Что касается плохого сцепления никелевого покрытия с деталью, то наиболее вероятной причиной является плохая подготовка поверхности. Как правило, проблем сцепления никелевого покрытия с латунной основой не бывает.
У вас ничего не сказано о наличии обезжиривания поверхности деталей. Если обезжиривание отсутствует, то это может быть основной причиной плохого сцепления никелевого покрытия с латунной поверхностью.
Активация латуни в соляной кислоте с уротропином – не лучший вариант подготовки, так как в соляной кислоте преимущественно растворяется цинк и оксиды меди, а медь практически не травится. Таким образом, главный эффект активации (выявление кристаллической структуры основы) не происходит. В результате обработки в соляной кислоте происходит обесцинкование поверхностного слоя латуни. Поверхность деталей обычно краснеет.
Введение уротропина при травлении латуни скорее вредно, чем полезно. Дело в том, что уротропин, адсорбируясь на поверхности детали, освобождённой от оксидных плёнок, препятствует выявлению кристаллической структуры основы. При последующей промывке уротропин очень плохо смывается. Оставшийся на поверхности детали уротропин препятствует адсорбции добавок электролита никелирования.
В настоящее время промышленностью выпускается много специальных составов для активации латуни. Рекомендую применять специальные составы для активации латуни.
12.04.2016